Главная Регистрация Обратная связь Добавить статью RSS лента
Войти на сайт
Логин:
Пароль:
Регистрация  ||  Пароль?  ||  Закрыть
Красота Здоровье Мода и стиль Секреты молодости Уютный дом Дети Отношения Карьера Рецепты Звезды
Способы и приемы воспитания - их систематизация
Опубликовал: Ivanka | Дата:15.04.11
  • 0
(голосов:0)
СпособыНикто из нас не воспитывает малышей «наобум» - у каждого есть своя определенная модель, схема, план. У неких воспитание строится по принципу «как меня, так и я», некие, напротив, стараются не повторить ошибок собственных родителей. Каковы же главные способы и приемы воспитания - их систематизация и подробное описание изложены ниже. -

Убеждение

Убеждение считается основным способом в воспитании. В его базе лежит слово, которое повлияет сразу на разум и эмоции малыша. Очень принципиально, чтоб предки умели говорить с отпрыском либо дочерью.

В педагогической практике существует ряд приемов убеждения. Это совет, просьба, замечание, назидание, запрет, внушение, аннотация, реплика, аргументация и т.д. В большинстве случаев убеждение осуществляется в процессе бесед родителей с детками, во время которых взрослые отвечают на бессчетные вопросы детей. Если предки не могут ответить на некий вопрос, стоит признаться в этом и предложить ребенку выискать ответ совместно.

В большинстве случаев дискуссии появляются по инициативе взрослых, если нужно обсудить поведение отпрыска либо дочери, трудности семьи и др. Существует ряд критерий, которые содействуют эффективности беседы родителей со своими детками:
● не гласить с детками только тогда, когда это комфортно взрослым, не обращая внимание на то, что кое-чем заняты;
● если ребенок проявляет желание побеседовать с родителями, нужно поддержать его, отыскать слова, которые поощряют откровенный разговор, отнестись с почтением к делам малыша, но не ограничиваться только обсуждением школьных оценок;
● учесть возраст малышей, их личные особенности, избегать выражений о возможностях и нраве малеханького человека;
● доступно и обоснованно разъяснять свою позицию, признавать возможность существования другой точки зрения, принимать во внимание интересы и представления отпрыска либо дочери;
● проявлять такт, избегать диктаторского тона, окриков;
● не превращать беседу в повторение общих фраз, в менторские монологи, не терять равновесия, когда ребенок упрямо стоит на собственном.
И главное - чтоб беседа была полезной, предки должны уметь слушать и слышать собственное дитя.

Требование

В практике домашнего воспитания употребляются две группы требований. 1-ая - прямое требование, обращенное конкретно к ребенку ("Делай только так"). В данную группу входят поручение ("Будешь поливать цветочки"), предупреждение ("Ты очень много времени проводишь за компом"), распоряжение ("Положи на место свои игрушки"), приказ ("Просто сделай эту работу"), указание (" Ты грубо говорил с бабушкой "), запрет (" Я запрещаю для тебя глядеть телек ") и др.. Ко 2-ой группе относятся опосредованные, косвенные требования, если цель воздействия на малыша завуалирована, а в качестве стимула могут употребляться переживания и чувства малыша. Приятный пример ("Взгляни, как сделала мать"), пожелание ("Хотелось бы, чтоб ты был более внимателен к нам"), совет ("Советую для тебя почитать эту книжку"), просьба ("Помоги мне, пожалуйста, навести порядок в квартире ") и др.

Требования к отпрыску либо дочери предки начинают предъявлять с ранешнего юношества. Со временем требования растут: школьнику необходимо обучаться соблюдать режим денька, он должен уметь отрешиться от соблазнов и развлечений. Но совместно с требованиями предки должны предоставлять ребенку возможность делать нравственный выбор: пойти в компьютерный клуб либо дополнительно позаниматься зарубежным языком, навестить хворого товарища либо поиграть с друзьями во дворе, посодействовать родителям по дому либо поглядеть видеофильм и т. п. Борьба мотивов "желаю" и "нужно", самостоятельное принятие решений содействует воспитанию воли, организованности, дисциплинированности. Требовательность родителей ускоряет формирование этих свойств. Если в семье детям все разрешается, они вырастают безвольными, балованными, эгоистичными.

Одним из часто встречающихся приемов родительского требования является просьба. Эта форма особенной приверженности к малому, почтения к нему. Правда, часто просьба выражает серьезное требование: "Я прошу тебя никогда этого не делать". Просьба, обычно, сопровождается словами "пожалуйста", "будь разлюбезен" и завершается признательностью. Если просьба в качестве воззвания в семье употребляется повсевременно, у малыша формируется чувство собственного плюсы, воспитываются почтительное отношение к человеку.

Как свидетельствует практика, данный способ и прием воспитания будет действенным, если производятся последующие условия:
● учитываются возрастные особенности малышей (младшему школьнику предъявляется менее 2-ух требований, при этом в прямой форме), их личные психофизиологические особенности (одному довольно напомнить, другому нужно выразить требование в категоричной форме);
● разъясняется смысл требований, в особенности при воспрещении определенных действий;
● требование не смешивается с мелочной опекой, с неизменными запретами;
● сохраняется единство и последовательность в предоставлении требований со стороны всех членов семьи;
● употребляются различные приемы требования;
● требование выражается тактично, в умеренном, благожелательном тоне.

Упражнение

Воспитательное воздействие упражнений основано на повторении действий либо поступков. Младшие школьники не всегда могут сознательно подчинять свое поведение даже тем требованиям, которые им отлично знакомы. Только неизменные упражнения в купе с требованием, контролем со стороны родителей могут привести к формированию у малышей положительных привычек.

Привычки имеют огромное значение в жизни личности. Если у человека сформировались положительные привычки, его поведение также будут положительными. И напротив: нехорошие привычки обусловливают негативное поведение. Отменная привычка формируется равномерно, в процессе бессчетных упражнений.

Упражнение играет огромную роль в работе с детками. Если учебное задание сопровождается выполнением ряда нужных упражнений, ученик воспринимает их как неотклонимые. Но если в воспитании употребляются так именуемые нагие упражнения, они неэффективны (школьника тяжело силой вынудить посиживать тихо, пристально слушать и т. д.). Воспитательным упражнениям нужно придать симпатичную форму, заинтриговать малыша в правильном их выполнении.

Упражнения нужны при освоении нравственных норм, когда осуществляется целенаправленный перевод познаний о правилах поведения в обычные поведение, что может быть при неоднократном повторении положительных действий и поступков. К примеру, ребенок ставится в условия, когда нужно делиться игрушками, сладостями, хлопотать о животных и др. При всем этом нужно держать в голове: даже один нехороший поступок может повредить то не плохое, что формируется у малыша, если этот поступок принес ему ублажение и не был увиден взрослыми (кража, курение и др.).

Нередко взрослые поначалу собирают игрушки за 3-х летним детям, потом составляют книжки и тетради младшему школьнику, убирают в его комнате. В итоге ребенок не практикуется в действиях, направленных на выработку таких положительных свойств, как аккуратность, поддержание порядка. А конкретно с этого начинается воспитание дисциплинированности, требовательности к для себя.

Воспитание упражнением - долгий процесс, который просит не только лишь умения, да и терпения. Эффективность использования упражнений находится в зависимости от того, как успешно оно смешивается со словесным воздействием. Слово вдохновляет действие, закрепляет положительные поступки, помогает ребенку понять свое поведение.

Положительный пример

Воздействие примера в воспитании базируется на возможности малышей к подражанию. еще не имеют достаточных познаний, у их небогатый актуальный опыт, но они очень пристально приглядываются к людям и перенимают их поведение.

Практика свидетельствует, что предки, отдавая подабающее положительному примеру, недооценивают роль отрицательного. Взрослые запамятывают, что не всегда верно понимают то, с чем встречаются в жизни, и нередко принимают недисциплинированность за смелость, упорство за напористость, лихачество за храбрость. Потому принципиально позаботиться о том, чтоб малыш как можно ранее начал осознавать, что такое отлично и что такое плохо.

При правильном воспитании в семье к моменту поступления в школу у малышей уже есть начальные представления о нравственном эталоне. И хотя небольшой ученик не может пока ответить на вопрос, каким человеком желает стать, он именует имена узнаваемых ему выдающихся людей, героев сказок, мультов, приводит примеры морального поведения. Совместно с тем есть много малышей, которые в качестве примера приводят случаи отрицательных поведения. К огорчению, склонность к подражанию часто делает опасность освоения нехороших примеров - грубости, сквернословия, лживости и т. д. Дело в том, что обладатели таких свойств нередко являются фаворитами в уличных компаниях. Родителям нужно навести внимание отпрыска либо дочери на положительные примеры. При всем этом следует держать в голове, что изоляция малыша от негативного воздействия не всегда может быть и целенаправлено. Запрет общения с детками, пример которых, по воззрению родителей, нежелателен, нередко делает это общение в особенности симпатичными. Необходимо таким макаром организовать жизнь малыша в семье, чтоб он был занят увлекательной и полезной деятельностью и не имел нужды в уличных компаниях.

В семье в качестве примера для подражания могут выступать отец, мама, дедушка, бабушка, старшие братья и сестры. Взрослым принципиально держать в голове об этом и быть требовательными к для себя. Нельзя забывать правило: если хочешь сформировать у малыша то либо другое качество, нужно самому владеть этим качеством. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что только личность может содействовать развитию личности, только нрав может создавать нрав.

Практика домашнего воспитания нашла условие эффективности использования примера как воспитательного средства:
● соответствие примеру намеченной цели в развитии малыша;
● каждодневный положительный пример взрослых;
● подкрепление личного примера другими способами воспитания;
● стимулирование примером развития творческой активности, самостоятельности, других положительных свойств.

Поощрение

Опыт домашнего воспитания свидетельствует, что правильное применение поощрения дает более действенные результаты, чем наказание. Это связано с тем, что поощрение вызывает положительные эмоции, которые содействуют формированию таких свойств личности, как чувство собственного плюсы, благожелательность, дисциплинированность, чуткость, ответственность и др. В практике домашнего воспитания есть разные формы поощрения: обходительная ухмылка, похвала, слова благодарности, заслуга (поездка за город, посещение выставки, билеты в кино), подарок и др. Главное, чтоб поощрение было правильно поступку малыша, его возрасту и служила целям воспитания.

К 4-6 годам малыша можно хвалить без опасения. Младших школьников следует поощрять строго персонально и осмотрительно. Кое-где в 12-13 лет очень нуждаются в похвале. Чем более взрослым становится школьник, тем почаще необходимо перебегать от одобрения отдельных поступков до одобрения в целом нравственных проявлений личности. К огорчению, многие предки в этот период вообщем перестают хвалить собственных малышей.

Если взрослые поощряют малыша заслуженно, отмечают не случайный фуррор, а суровое достижение, то такое поощрение вызывает у него наслаждение и желание стать наилучшим, сделать еще более. Тем у малыша равномерно формируется потребность ощущать ублажение от выполненной работы. Но когда предки, хваля отпрыска либо дочь, подчеркивают, что похвала не совершенно заслуженная, либо ожидают благодарности в ответ либо, что еще ужаснее, винят ученика в неблагодарности, поощрение дает плохой результат.

Взрослым следует знать, что ребенок нуждается в оценке собственных действий. Заинтригованные дела со стороны старших членов семьи, их поддержка стимулируют деятельность малыша и тем содействуют формированию неплохого поведения. И, напротив, если ребенок не получает своевременного одобрения собственного поведения, у него возникает чувство неуверенности в собственных силах. В особенности принципиально поощрять усилия в достижении поставленной цели, рвение вовремя окончить работу.
Следует тормознуть и на таковой форме поощрения, как подарок. Это средство стимулирования усердия малыша, проявление любви и заботы о нем. Подарки вручаются на Денек рождения, в праздничек, за успехи в учебе, спорте. Но подарок исключительно в том случае имеет воспитательную ценность, если он соответствует возрасту, интересам малыша, а процедура его вручения будет броской и броской. Младшим школьникам идеальнее всего даровать игрушки, книжки, при этом такие, которые развивали бы их сообразительность.
Может появиться вопрос: стоит поощрять ученика, когда он делает свои обязанности (обучаться, читает, помогает по дому и т. д.)? Непременно, такие деяния отмечать подарком не надо, но положительно оценить их нужно.

Подбирая подарок, не рекомендуется проявлять излишнюю щедрость. Но дорогой подарок будет уместен в этом случае, если он нужен для поддержания здоровья ученика, его сурового увлечения (велик, лыжи, фотоаппарат, набор красок и кистей и др.). Нужно воспитывать у малышей желание самим даровать подарки членам семьи. При всем этом подчеркивается, что в особенности ценные подарки те, которые изготовлены своими руками.

Наказание

Наказание - очень сильное средство воздействия на малыша. Пожалуй, самое многозначное посреди всех способов и приемов воспитания в их систематизации. Наказание принуждает ощутить стыд и раскаяние за собственный поступок. А эти чувства вызывают недовольство собой и желание стать наилучшим. К огорчению, в семейном воспитании допускается много ошибок в применении наказания. Предки почаще наказывают малышей, чем поощряют. Но сознательно мелкие поступают плохо очень изредка. В большинстве случаев это нечаянные поведение, которое обосновано недочетом познаний, несформированностью нравственных представлений, отсутствием актуального опыта и т. п.

Родителям нужно знать, что нередкие и не всегда справедливые наказания приводят к отчужденности во отношениях меж взрослыми и детками. перестают доверять родителям, не веруют в их искренность, у малышей возникает рвение делать назло. Стоит раздельно тормознуть на физических наказаниях. Они категорически запрещены Конвенцией ООН о правах малыша, Законом Русской Федерации "О правах малыша", Кодексом "О браке и семье", другими документами, в каких рассматриваются трудности юношества. Но в практике домашнего воспитания физические наказания малышей встречаются часто. Некие предки считают, что физические наказания не только лишь допустимы, да и нужны.

Физические наказания просто могут надломить психику малыша, который теряет веру в себя, в справедливость взрослых, становится замкнутым. Нередки случаи, когда, опасаясь побоев, удирают из дома и начинают бродяжничать. Физические наказания на всю жизнь оставляют горьковатый след в душе человека. Они травмируют психику, становятся причинами многих болезней.

Педагоги-практики отмечают еще одну закономерность: , которых в семье лупят, обычно плохо обучаются, тяжело вступают в контакт со сверстниками. Увидено, что, как предки отрешаются от физических наказаний, школьник начинает лучше обучаться, исчезают многие трудности с его дисциплиной. Достаточно нередко предки употребляют таковой сильный прием наказания, как угроза. Содержание опасности самое различное: не пустить играть с товарищами, не взять с собой в поездку, не приобрести подарок, посетовать учительнице и т. п. Может создаться воспоминание, что угроза - эффективное средство воспитания, но это не так. Под ужасом опасности на какое-то время "исправляются", но негативное поведение малышей не исчезает. В связи с тем, что опасности ориентированы на устрашение, угнетение личности, их нередкое применение может повредить взаимопонимание меж родителями и детками и даже негативно сказаться на здоровье детей.

Нереально предложить такую систему наказаний, которая действовала бы идиентично отлично во всех семьях. Наилучший тот способ наказания, который дает хороший результат в определенной ситуации. Педагогически целесообразными приемами наказания могут быть: временное усиление контроля за действиями отпрыска либо дочери, замечание, выговор, осуждение, упрек, внушение, лишение какого-либо утехи. В практике обусловилась последующая систематизация критерий действенного внедрения наказаний:
● до того как наказать малыша, необходимо отлично разобраться в причинах и нраве его отвратительного поступка;
● наказание должно идти сходу после проступка;
● принципиально, чтоб наказание было справедливым, потому что несправедливость оскорбляет и озлобляет;
● нельзя, чтоб тон и нрав упреков со стороны взрослых делали у малышей чувство безысходности, потому что это толкает на дерзкие высказывания, которые усиливают непонимание меж родителями и детками;
● наказание должно соответствовать вине и проступку малыша;
● наказывая отпрыска либо дочь, нельзя прекращать с ними дела, наказание бойкотом не понижает, а углубляет конфликт;
● не стоит делать выговор ученику за нехорошую отметку, лучше совместно обсудить ее - небольшому человеку так нужен совет взрослого;
● наказание должно быть короткосрочным.

Родителям необходимо держать в голове, что, применяя наказания, нельзя:
● наказывать под "жаркую руку";
● оскорблять малышей, унижать их человеческое достоинство;
● наказывать работой;
● гласить ученику, что он неискусный, халатный, лузер;
● наказывать малыша за то, что взрослые делают сами (курят, не делают обещанное, могут разбить чего-нибудть из посуды) и др.;
● лишать малышей того, что нужно для их обычного развития (прогулок, отдыха, пищи, сна).
И главное - ребенок даже во время наказания должен знать, что предки не перестают его обожать.

Мария Ситтель,
Похожие статьи:
Что делать, если ребенок закончил слушаться
Большая часть родителей встречалось с неувязкой «непослушания». Ребёнок вдруг перестаёт слушаться, игнорирует просьбы родителей, грубит, истерит, и любая попытка побеседовать с ним выливается в скандал, наказание, обиды, и, в...
Хвалить при всех, наказывать наедине
Главный принцип воспитания малыша можно охарактеризовать пословицей - "хвалить при всех, наказывать наедине". Если о наказании малыша и так все понятно (наказание не способ воспитания), то насчет выражения похвалы юные предки...
Родительское собрание - как посодействовать родителям воспитать на психичес ...
Нередко у родителей появляется огромное количество разногласий по поводу способов воспитания малышей. Намного легче узреть ошибки жена, и указать на их, чем направить внимание на свои собственные недочёты и их поправить. Любой из...
Имеют ли предки право лупить малышей
Очень нередко можно узреть на улице, в магазине либо детской больнице, как мать за мельчайшую провинность наказывает малыша на физическом уровне. При этом, то, что мы лицезреем на улице можно именовать малеханькой толикой. Если...
Животрепещущие трудности в младшей школе
Если ребенок плохо читает, не осваивает математику либо просто не любит обучаться, то это очень разочаровывает родителей. Есть главные животрепещущие трудности в младшей школе, затрагивающие многих малышей. о том, как из избежать...
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Советуем
Интересно

Проблема домашнего насилия - вопросы профилактики
В нашей стране насилием принято считать все, что связано с рукоприкладством: побои, драки,...
Поиск по сайту
Почему молодой человек пропал и не звонит?
Если парень не объявляется, на то есть причины. Статья описывает 6 причин, из-за которых молодые...