Главная Регистрация Обратная связь Добавить статью RSS лента
Войти на сайт
Логин:
Пароль:
Регистрация  ||  Пароль?  ||  Закрыть
Красота Здоровье Мода и стиль Секреты молодости Уютный дом Дети Отношения Карьера Рецепты Звезды
Физическая реабилитация малышей с ДЦП
Опубликовал: Anna S | Дата:27.01.11
  • 0
(голосов:0)
ФизическаяДЦП именуют неспособность к четкому выполнению целенаправленного движения при отсутствии паралича. Самую важную роль в лечении этого состояния у малышей играет физическая реабилитация. По статистике, ДЦП очень всераспространена: у довольно многих малышей наблюдается та либо другая степень этого заболевания, создающего трудности в учебе и ежедневной жизни. -

В этом случае под «действием» предполагается приобретаемая в процессе жизни способность к планированию и выполнению координированных движений. Ребенок с ДЦП испытывает трудности при выполнении обыденных для его уровня развития действий - к примеру, завязывании шнурков, катании на велике либо написании букв. Подробности вы узнаете в статье на тему «Физическая реабилитация малышей с ДЦП».

Современный подход

До недавнешнего времени такие числились просто копотливыми, неловкими и неуклюжими. Это часто приводило к недооценке трудности и отсутствию адекватного исцеления. В итоге у малыша мог развиться целый ряд поведенческих нарушений, связанных с фрустрацией, из-за невозможности вынудить свое тело делать нужные движения в подходящем темпе. В текущее время принято считать, что у таких малышей имеются определенные нарушения высшей нервной деятельности (при полном либо частичном отсутствии отклонений со стороны нервной системы, мышечно-двигательной функции либо рефлексов), приводящие к понижению возможности рассчитывать и делать целенаправленные движения. Какой-нибудь связи меж ДЦП и понижением интеллектуальных возможностей не существует.

Заболеваемость

По ориентировочной оценке, легкими формами ДЦП мучаются до 10% населения. У 2-5% наблюдаются более томные формы заболевания. 70% таких пациентов принадлежат к мужскому полу. Подразумевается, что причина ДЦП заключается в недоразвитии нервной системы. В свою очередь, это может быть связано с прирожденным неврологическим недостатком либо гипоксией (кислородным голоданием) мозга при родах. 1-ые движения плод совершает во внутриутробном периоде в итоге непроизвольных рефлексов. В процессе развития малыша эти рефлексы равномерно совершенствуются, становятся более точными и подчиняются сознательному волевому контролю. Полное созревание всех двигательных систем наступает к концу подросткового возраста. Организованность случайных движений находится в зависимости от целого ряда причин. Ребенок в норме получает точную информацию об окружающей среде средством осязания, работы вестибулярного аппарата и проприоцепции (чувства положения в пространстве). Действенное обобщение этой инфы позволяет верно высчитать и выполнить необходимое движение. ДЦП может быть связана с определенными отклонениями в каком-либо одном либо всех 3-х источниках инфы. В связи с этим проявления ДЦП у различных малышей могут быть различны: одному ребенку тяжело застегивать пуговицы, а другому - верно и ясно выговаривать слова.

Органы эмоций

Ребенок с ДЦП нередко не может правильно принимать и обрабатывать последующую информацию:

• осязание - неспособность распознавать предмет по ощущениям, возникающим при прикосновении к нему (стереогноз);

• вестибулярный аппарат - орган равновесия, расположенный во внутреннем ухе, может давать недостаточно точную информацию о позе, движении, равновесии и положении тела в пространстве;

• проприорецепторы - это сенсорные нервные окончания, имеющиеся во всех мышцах, сухожилиях и суставах и передающие информацию об их положении в пространстве в мозг. Взаимодействуя с органами зрения и слуха, они обеспечивают координацию движений и поддержание равновесия. Проявления ДЦП могут быть обоснованы дефицитностью проприоцептивной системы. Почти всегда первыми лупят тревогу предки, замечая у малыша специальные симптомы либо отставание в определенных показателях развития для соответственного возраста. Очень принципиально, чтоб таковой ребенок был вовремя осмотрен педиатром и детским психологом, идеальнее всего еще до поступления в младшую школу. Это не только лишь обеспечит преждевременное начало исцеления и выработку действенных личных приемов, которые школа сумеет использовать в работе с ребенком, да и позволит свести к минимуму социальную изоляцию, издевки сверстников и понижение самооценки.

Формы ДЦП

Детский психолог проводит серию особых тестов, позволяющих оценить степень ДЦП, также выявить стороны ежедневной деятельности, на которых она сказывается. В систематизации форм ДЦП, наблюдаемой в детском возрасте, выделяют четыре главных аспекта зависимо от доминирования нарушения тех либо других двигательных способностей (хотя обычно в различной степени бывают затронуты все сферы). К группам способностей, которые могут быть нарушены при ДЦП, относят:

• крупную моторику - контроль деятельности мышц, координации движений и равновесия, нужный для выполнения больших движений;

• маленькую моторику - нужную для выполнения маленьких движений, к примеру завязывания шнурков;

• вербальные способности - трудности в осознании словесных указаний и разъяснений;

• речевые способности - трудности в произношении слов.

Зависимо от формы ДЦП детский психолог может навести малыша на консультацию к соответственному спецу, к примеру реабилитологу, логопеду либо эрготерапевту.

Длительное исцеление

Своевременное выявление признаков ДЦП у малыша и их корректировка очень важны. Но более принципиально не прекращать назначенное исцеление в течение всего периода обучения в школе, а по способности и подольше. Частично это связано с тем, что по мере роста появляется необходимость в освоении более сложных способностей, требующих более высочайшего уровня координации движений. Не считая того, нередко наблюдается тенденция к возвращению старенькых заморочек и возникновению новых во время и после еще одного скачка роста. ДЦП может проявляться целым рядом разных симптомов зависимо от ее формы и степени тяжести:

• неловкость движений, неуклюжесть;

• понижение концентрации внимания - ребенок может стремительно забывать только-только услышанное;

• неусидчивость;

• неловкость в еде - ребенок держит ложку либо вилку в кулаке;

• нелюбовь к рисованию и раскрашиванию;

• неумение ловить мяч либо лупить по нему ногой;

• отсутствие энтузиазма к играм с другими детками;

• неумение прыгать на одной либо 2-ух ногах либо перескакивать препятствие;

• в грудном возрасте - неумение ползать (ребенок передвигается, скользя на животике);

• ребенок неаккуратен, нередко теряет свои вещи;

• ребенок длительно одевается, не умеет завязать шнурки либо застегнуть пуговицы;

• повсевременно наталкивается на предметы, опрокидывает вещи.

Для подбора рационального исцеления нужно уточнить нрав имеющихся нарушений. С этой целью применяется ряд особых тестов, позволяющих оценить физические возможности малыша. Перед проведением тестов реабилитолог предложит родителям заполнить анкету, отражающую сведения о составе семьи, наличии братьев и сестер, перенесенных ребенком заболеваниях, его успеваемости и поведении в школе, соц способностях, дружественных отношениях, интересах и ужасах.

Оценка развития малыша

Тестирование занимает около часа и проводится один на один с ребенком, в отсутствие родителей. На базе обозначенной в анкете инфы и результатов выполнения разных задач реабилитолог делает вывод о степени физического развития.

Нормы развития

Развитие определенных способностей у малышей происходит в примерно схожем порядке и в приблизительно однообразные сроки. Переход к освоению очередных способностей в определенной мере находится в зависимости от овладения прошлыми. К примеру, первыми движениями малыша становятся перевороты с животика на спину и назад; несколько позднее он начинает посиживать, ползать, потом - вставать на колени и, в конце концов, стоять. Научившись стоять, он делает 1-ые шаги. Умение ходить дает толчок к развитию новых способностей - ребенок обучается бегать, прыгать на одной и 2-ух ногах, перескакивать препятствия. В процессе развития этих умений ребенок добивается достаточного контроля над движениями конечностей, что позволяет ему освоить более сложные способности - к примеру, кидать и ловить предметы, отрисовывать мелками либо есть ложкой. Недостижение либо «выпадение» какой-нибудь из вышеперечисленных стадий физического развития существенно затрудняет усвоение и закрепление более сложных способностей, составляющих неотъемлемую часть взросления. Вот поэтому так принципиально своевременное выявление ДЦП. Врач-реабилитолог проводит серию тестов, позволяющих оценить:

• состояние мышечной системы - с ДЦП плохо управляются с выполнением неких движений, что нередко приводит к недостаточной нагрузке мускул и их ослаблению. При оценке употребляются испытания на мышечную силу; повышенное внимание обращается на состояние мускул плечевого и тазового пояса, также тонических (позных) мускул. Движения, выполняемые этими мускулами, составляют базу всех других движений, к примеру балансирования при удержании равновесия;

• состояние суставов - у неких малышей с ДЦП наблюдается «разболтанность» суставов - лишний объем пассивных движений, что приводит к понижению контроля над ними. Это сопровождается нарушением возможности к выполнению четких действий, к примеру при письме;

• равновесие - реабилитолог оценивает способность малыша сохранять равновесие при выполнении соответственных его возрасту двигательных задач (к примеру, балансирование на одной ноге либо неспешная ходьба по наклонной гимнастической скамье). Отмечаются излишние движения, помогающие ребенку задерживать равновесие (к примеру, размахивание руками);

• координацию движений - для оценки зрительной координации движений рук и ног употребляются игры с мячом. У малышей младшего возраста они могут быть изменены игрой на вкладывание предметов различной формы в подходящие по размеру и форме отверстия;

• функцию межполушарного взаимодействия - многие с ДЦП «пропускают» стадию ползания, передвигаясь методом скольжения на животике. Но ползание провоцирует способность мозга к передаче инфы от 1-го полушария к другому, что играет важную роль, к примеру, в координированных движениях обеими руками либо ногами. Способность к выполнению таких действий нужна для многих видов физической активности. Реабилитолог оценивает естественность движений рук по отношению к срединной полосы тела при «рисовании» фигур в воздухе;

• способность к выполнению указаний - доктор инспектирует способность малыша осознавать и делать обыкновенные словесные аннотации (оценивается, требуются ли при всем этом повторные объяснения либо приятная демонстрация выполняемых действий).

Выбор способов физической реабилитации находится в зависимости от личных потребностей малыша. Исцеление выстроено на упражнениях и играх, мотивирующих его полностью использовать свои физические способности. Такая тренировка составляет базу многосторонней работы с ребенком, по мере надобности, включающей помощь эрготерапевта, логопеда, поддержку со стороны родителей, преподавателей и медработников. Цель исцеления - увеличение самооценки малеханького пациента через выполнение легких задач перед переходом к отработке более сложных способностей. Этот подход основывается на догадке, согласно которой физическая активность содействует улучшению функции имеющихся проводящих путей в мозге и образованию новых. Обычно ребенок посещает кабинет физической реабилитации 1 -2 раза в неделю в протяжении нескольких месяцев. При всем этом он должен раз в день заниматься по рекомендованной программке дома. Занятия длятся и после окончания посещений реабилитолога. Контроль за фуррорами малыша возлагается на родителей. При ухудшении состояния либо недостающем эффекте рекомендуется новый цикл реабилитационной терапии.

Общие подходы к исцелению

В лечении ДЦП действует ряд общих методологических подходов.

• Плавание

Плавание рекомендуется всем детям с ДЦП. Оно содействует укреплению мускул. Движения в воде замедленны, что дает ребенку припас времени для расчета действий. Способность к сохранению равновесия в воде наименее принципиальна, потому он может заниматься на равных со сверстниками, что содействует увеличению его самооценки.

• Поэтапность развития

После освоения еще одного навыка занятия концентрируются на достижении последующего. К примеру, сначала ребенок обучается перекатываться на мате, расстеленном на полу, потом - скатываться с маленького наклона, после чего - перекатываться с огромным мячом, дальше - делать движения руками в положении лежа на животике. Потом ребенок обучается посиживать бездвижно, с опорой ног на лавку, к примеру, занимаясь рисованием (с постепенным повышением времени занятий).

• Тренировка функции межполушарного взаимодействия

Повышенное внимание уделяется улучшению функций межполушарного взаимодействия. Упражнения данной группы включают проползание через трубу, ломание по шведской стене с перехлестом рук, упражнение, при котором ребенок передвигается на четвереньках, дуя на катящийся перед ним теннисный шарик, ходьба с попеременным подниманием разноименных руки и ноги.

• Тренировка равновесия

По мере улучшения функции межполушарного взаимодействия перебегают к работе над координацией движений и равновесием. Начинают с попыток удерживаться в положении стоя на 2-ух ногах на «качающейся доске» с широким основанием, потом - на одной ноге. После чего перебегают к неспешной ходьбе.

Корректировка двигательных заморочек, связанных с ДЦП, базирована на использовании особых упражнений. При всем этом для каждого малыша разрабатывается личный план исцеления. Упражнения на равновесие, координацию движений и ориентацию в пространстве ориентированы в главном на улучшение общей моторики. Для корректировки нарушений маленькой моторики употребляются способы эрготерапии. К физическим способам исцеления ДЦП относят

• упражнения на равновесие - неспешная ходьба по наклонной гимнастической скамье; балансирование на одной ноге на «качающейся доске»; ловля мяча либо тканевых мешочков, заполненных пластмассовыми шариками, стоя на «качающейся доске»; прыжки через скакалку; игра в «классы» либо чехарду;

• упражнения на координацию движений - упражнения со скакалкой; «рисование восьмерок» в воздухе руками; упражнения в позе «сидя по-турецки»; ползание; упражнение «тачка» (ходьба на руках с поддержкой за ноги); плавание; игры с мячом и ракеткой; игра в «классы» либо в чехарду; прыжки «звездой»;

• упражнения на ориентацию в пространстве - внедрение «туннелей», игра с огромным мячом на мате; ловля мячей разных размеров либо мячей с шипами;

• упражнения на развитие маленькой моторики - собирание палочек; мозаика; игра в «блошки». Сейчас вы понимаете, что такое физическая реабилитация малышей с ДЦП.

Марина Вавринюк,
Похожие статьи:
Интеллектуальное и физическое развитие малыша
В этой статье пойдет речь не просто о развитии интеллектуальных возможностей и способностей, к примеру умения читать либо считать, да и о физическом, интеллектуальном развитии малыша. Подробности в публикации на тему «Умственное...
Развитие малыша в образовательном процессе
В возрасте 9 лет резвыми темпами длится соц, умственное и физическое развитие малыша. Но еще не обрели полной независимости, потому им требуется поддержка родителей. Развитие малыша в образовательном процессе - тема статьи...
Как найти готов ли ребенок к школе
В последние годы, как отмечают преподаватели, докторы и психологи, резко возросло число первоклашек, которые не могут стремительно приспособиться к школе. Они не управляются с учебной нагрузкой и обязаны ворачиваться в детский...
Задержка психологического развития у малыша
В карточке крохи появилась аббревиатура ЗПР (задержка психологического развития) - и предки здесь же запаниковали. Им виделись ужасные картины.....
Детская моторика развития малыша
Что необходимо знать о моторном развитии малыша на первом году жизни и как посодействовать крохе удачно пройти все главные стадии? Детская моторика развития малыша - тема статьи. Многие предки считают суровым шагом в моторном...
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Советуем
Интересно

Проблема домашнего насилия - вопросы профилактики
В нашей стране насилием принято считать все, что связано с рукоприкладством: побои, драки,...
Поиск по сайту
Почему молодой человек пропал и не звонит?
Если парень не объявляется, на то есть причины. Статья описывает 6 причин, из-за которых молодые...