«Прекрати грызть воротник. Люди уже глядят. Хочешь, чтоб над тобой все смеялись либо специально делаешь, чтоб меня позлить?» - в который раз отчитывает мать пятилетнего Славу. «Не желаю, - мотает головой тот, - и не специально, я вообщем его не трогаю, он сам как-то мне в рот попадает». Маму ответ раздражает еще более, но... отпрыск прав. Все вправду происходит кроме его воли. Это и есть главное отличие навязчивости от нехороший привычки. Если ребенок не убирает свои игрушки либо, напротив, любит, чтоб все всегда было сложено по ящикам, - это привычка (когда человек в состоянии сделать по другому, но предпочитает конкретно так). А если грызет ногти, наматывает волосы, поскрипывает либо стучит зубами, колупает кожу на руках либо ногах, закусывает губу, при этом делает все это неоднократно - это навязчивость. Он правильно относится к замечаниям и даже сам осознает, что так делать не надо, но все равно делает и не держит под контролем тот момент, когда начинает. Назойливые деяния (компульсии) могут быть очень многообразны. Пятилетняя Елена не могла удержаться, если лицезрела рядом какое-то растение: непременно возьмет листочек, положит в кармашек и там, не вынимая руки, разорвет его на мелкие-мелкие части. Запреты, убеждения в том, что растения нужно обожать и сберегать, не действовали. Тогда бабушка решила поменять тактик и, лицезрев в очередной раз маленькие зеленоватые останки, с страхом воскрикнула: «Ты что - сорвала этот цветок? Но он же ядовитый, и сейчас ты можешь захворать! Многие растения небезопасны для здоровья!». Способ подействовал - Елена ужаснулась и даже зарыдала. Цветочки она рвать закончила, зато начала колупаться в носу. Особенный случай навязчивостей - нервные тики. Они бывают моторные - связанные с непроизвольным сокращением мускул лица, конечностей (моргание, подергивание щеки, вздрагивание, пожимание плечами) и певческие (покашливание, сопение, шмыганье). Тики фактически исчезают, если ребенок занят некий увлекательной, увлекающей его деятельностью, и возобновляются, когда ребенку становится скучновато либо в момент противных переживаний. Этим тики отличаются от конвульсивных сокращений мускул при неврологических заболеваниях.
С чего все началось?
Обычно предки не могут ответить на этот вопрос. Никаких приметных стрессов. Были семейные трудности - также целый год прошел. Да и действия давнешние и как бы благополучно пережитые могут стать предпосылкой навязчивостей. У малышей нередко нет способности отреагировать на стресс, взрослые склонны мыслить: «Маленький еще, ничего не осознает. И не особо хлопочут о том, чтоб вернуть душевное спокойствие. «У нас был очень тяжкий развод. Ему предшествовали измены, ссоры, уход из дома и даже рукоприкладство. И мы решили: пусть дочь поживет у бабушки, пока мы разберемся. Она уехала на полгода. С того времени у меня чувство, что у нее в горле что-то застряло, она нередко издает таковой звук, будто бы давится. Обследование показало, что все в порядке, но эти звуки продолжаются». очень чувствительны к чувствам взрослых и к тому, что происходит в семье. Даже если предки не ссорятся вообщем («Уснут, тогда поговорим»), все равно ощущают, что что-то не так. Тревога малеханького малыша в данном случае ни с чем несравненна. Для него мир рушится, когда он чувствует нехорошие конфигурации. Естественно, если в это время взять его на руки, приголубить, побеседовать и уверить, что все будет отлично, то стресс пережить будет не так трудно. Но ведь конкретно в это время взрослым бывает совершенно не до малышей. Тогда и у малыша могут показаться тики - как подсознательное желание направить на себя внимание и потребность высказаться. Они могут благополучно пройти, как обстановка нормализуется, но могут остаться и на много лет. «Запустить» навязчивости могут не только лишь действия в семье. Очень строгая воспитательница в детском саду, долгая болезнь, травма, ситуации, вызвавшие ужас на улице, во время огромных скоплений людей на веселительных мероприятиях. «В детстве я застрял в лифте. Помню, жутко ужаснулся - тем паче что мать не разрешала одному входить в лифт. Какое-то время стоял оцепенев, позже стал давить на все кнопки, позже - прыгать. В этот самый момент лифт поехал. И еще длительное время, если что-то у меня вызывало ужас и в сложных ситуациях, я тихонько подпрыгивал либо вставал на цыпочки, даже в школе. Я осознавал, что это тупость, но не мог отвыкнуть. Пока не прыгну - не успокоюсь». Такие навязчивости - в виде ритуалов - обычно появляются позднее, приблизительно с 6 лет. От тиков они отличаются большей «сознательностью», обоснованием. Да и те и другие имеют одну причину - внутреннюю тревогу, напряжение.
Дополнительные трудности
Обычно, назойливыми действиями неувязка не ограничивается. Предки замечают и другие ненужные проявления. К примеру, трудности со сном. Ребенок длительно не может заснуть, пробуждается посреди ночи, может встать очень рано, а позже весь денек ощущает себя вялым. А с ним и вся семья - ведь сон малыша становится всеобщей неувязкой. Другая неувязка малышей с навязчивостями - изменчивое настроение. Капризы без повода, раздражительность, плаксивость у таких малышей бывают очень нередко и тоже обращают на себя родительское внимание и преподавателей. Не считая того, ужасы и вообщем пугливость. Ребенок очень насторожен по отношению к миру вообщем, вроде бы ожидает отвратительного, у него нет присущей детям беспечности. Снаружи с навязчивостями могут смотреться полностью бодрствующими, но они склонны к головокружениям, плохо переносят транспорт, духоту, утомляются и от одинаковых занятий, и от ярчайших зрелищ. Нередко они впечатлительны и имеют живое воображение.
Группа риска
Большая часть малышей живут в примерно равных критериях. Все слышат одну и ту же информацию, все переживают не только лишь отличные периоды в жизни собственных родителей. Но навязчивости появляются не у всех. Более того, даже пережив один и тот же стресс, находясь в одной травмирующей ситуации, будут реагировать своеобразно: один забудет через месяц, а для другого появится неизменный источник волнения и назойливые деяния в поведении. Что на это оказывает влияние? Во-1-х, особенности характера и нрава. Ребенок со слабеньким типом нервной системы имеет более маленький порог чувствительности - к примеру, на него больше действуют шумы, броский свет, звучные голоса. Такие и в предстоящем бывают более уязвимы. Во-2-х, огромное значение имеет наследственность. Практически всегда хотя бы один родитель может вспомнить, что сам в детстве испытывал что-то схожее, мучился навязчивостями. Мы ведь, так либо по другому, наследуем особенности нервной системы родителей. Но предки неосознанно могут передавать детям свои ужасы. К примеру, мать, испытывая тревогу в замкнутых помещениях, неосознанно крепче сжимает руку малыша, когда заходит в лифт. Она потирает одну руку другой (тоже неосознанно), напряженно глядит на двери кабины, пока те не раскроются. Ей не надо гласить, что она опасается - в любом возрасте кроха очень стремительно усвоит это без слов. 3-ий фактор развития навязчивостей - особенности воспитания и вообщем домашняя ситуация. При этом в группе риска как те, кто испытывает недочет внимания (гипоопеку), так и те, кому предки практически не дают вздохнуть без помощи других. Холодная атмосфера семьи, где внимание как бы есть, но искренних теплых эмоций все таки не хватает, тоже бывает небезопасна. «Да мы на него и голоса-то не повышаем, какие могут быть стрессы», - молвят предки, не подозревая, что конкретно это, может быть, и есть наибольший стресс. Чтоб ощущать себя возлюбленными, нам необходимо созидать конкретный энтузиазм. Формальное внимание беспокоит, рождает чувство вынужденности, отсутствия любви. И, в конце концов, последний фактор (по порядку, но не по значению) - нехорошие действия. Даже сильный по тип нервной системы ребенок может получить травм в итоге значимого стресса.
Оказать помощь
Нередко предки конкретно само назойливое действие считают неувязкой и с ним борются. И это - большая ошибка. Нужно поразмыслить о состоянии малыша в целом, исключить провоцирующие причины, восстановить его жизнь. Хотя начать работу стоит с посещения невролога: время от времени назойливые деяния могут быть признаком заболевания, найти это сумеет только доктор. Ваша раздражительность, негативное отношение делему только ухудшат. «Да сколько можно! Сил глядеть на это нет!» - сдерживайтесь, если охото сказать что-то схожее, а если уж и правда чувствуете, что раздражаетесь, выйдите из комнаты и не смотрите (не слушайте). Если же ребенок в таком возрасте, что и сам может критически отнестись к собственному поведению, то не стоит этим воспользоваться (стыдить, убеждать, что «люди смотрят»). Напротив - убедите, что в этом нет ничего ужасного, что у людей бывают самые различные трудности. Это не усилит проявления назойливых действий, а, напротив, понизит. Ведь время от времени к навязчивостям (в основном это касается тиков) присоединяется ужас ожидания («Как бы мне не начать делать это в детском саду, на улице»), что беспокоит и вызывает новейшую волну тиков. Появляется замкнутый круг. Обязательное условие исцеления - общение с ребенком. Уделяйте ему внимание хоть какими методами: занимайтесь совместно играми, вовлекайте в домашние дела, рисуйте, читайте, играйтесь на улице в догонялки, просто сидите рядом обнявшись, когда смотрите телек. Это так просто, но нередко конкретно такая психотерапия оказывается самой действенной.
Имейте в виду, что мальчишки бывают более тревожными и почаще мучаются навязчивостями (приблизительно в 3 раза), чем девченки, хотя может показаться, что все совершенно напротив. Просто девченки почаще высказывают свои волнения, ужасы, почаще рыдают, а мальчишки с юношества бывают более скрытными. Так что мальчишкам все эти «нежности» необходимы не меньше - уверить покончить с тиками силой воли («Ты же мужик!») все равно не получится. Полезны и особые занятия. К примеру, совместное рисование с родителями, с другими детками будет содействовать развитию коммуникативных способностей, понижению ужаса в разговоре. Либо сочинение сказок, когда ребенок продолжает начатый вами рассказ, выражая в нем свои мысли. Если притча выходит очень темной, вы рассказываете ему собственный вариант, где, очевидно, все завершилось благополучно. Отлично помогает спорт и вообщем двигательная активность в любом виде. Даже если вы просто играете в снежки либо устраиваете бои подушками, это очень положительно сказывается на чувственном состоянии - помогает скинуть напряжение, увеличивает уверенность внутри себя. «Настоящий» спорт - плавание, легкая атлетика, фигурное катание и т.д. - воспринимается детками по-разному (зависит и от тренера, и от степени нагрузок), так что выбирать стоит строго персонально. И, естественно, главное - домашняя атмосфера. Чем больше в доме радости, положительных чувств, поддержки и живого людского роли друг к другу, тем паче возможно, что ребенок будет здоров и устойчив на психическом уровне.
Иван Денисов,Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.